суббота, 9 февраля 2013 г.

два брата великой отечественной войны

Из доклада следовало, что весьма важную роль в операции по окружению сталинградской группировки противника предстояло сыграть Юго-Западному фронту. Он был сформирован 25 октября 1942 г. и располагал всем необходимым для выполнения этой ответственной задачи. Это особенно обрадовало меня, так как 1-я гвардейская армия входила в его состав.

На совещании, проходившем в кабинете И. В. Сталина, докладывал заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков. Присутствовали К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян, начальник Генерального штаба генерал-полковник А. М. Василевский, командующий Западным фронтом генерал-полковник И. С. Конев и др.

«На заседании Политбюро ЦК партии и Ставки был рассмотрен и утвержден  окончательный план контрнаступления под Сталинградом, получивший условное наименование «Уран». Мне сообщили, что я назначен командующим 1-й гвардейской армией. Это было воспринято мною как большое доверие партии и правительства.

Приведу небольшой отрывок из воспоминаний командующего 1-ой гвардейской армией  Д.Д. Лелюшенко:

Фашисты бомбили почти круглосуточно. Бои были ожесточенными, контратаки врагов шли с нечеловеческим упорством.

Отец рассказывал, что до начала битвы положение было очень тяжелое.

Командующим 1-ой гвардейской армией (с 5 декабря 1942 г. переименована в 3-ю Гвардейскую армию), в которую входила дивизия отца во время Сталинградской битвы (операции «Уран») и освобождении Украины, был генерал Дмитрий Данилович Лелюшенко, который оставил замечательные воспоминания об этом великом сражении, где много теплого сказано и о 197-ой дивизии. Дивизия занимала рубеж протяженностью более 80 км от станицы Мигулинской по северному и южному берегу Дона.  Перед ней располагались 2-я итальянская пехотная дивизия «Сфорцеско», пехотная группа «Диаманти» 8-й итальянской армии, а на левом фланге 7-я пехотная дивизия румын. Во втором эшелоне у неприятеля находилась 62-я немецкая пехотная дивизия.

О войне отец рассказывал очень редко. Мы знали, что самым важным, самым дорогим для него были его боевые товарищи, самой тяжелой битвой Сталинградская.

Дивизией командовали: полковник, с октября 1942 генерал-майор М. И. Запорожченко (1942 1943), полковник, с марта 1943 генерал-майор Г. П. Карамышев (1943 45).

59-ая дивизия за боевые заслуги удостоена почётного наименования «Краматорская» (сентябрь 1943), награждена орденами Красного Знамени (за взятие г. Запорожье), Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени; свыше 4 тысяч её воинов награждены орденами и медалями, 19 присвоено звание Героя Советского Союза. Мой отец получил свои награды именно за взятие городов Краматорск и Запорожье это медаль «За боевые заслуги» и орден Отечественной войны II степени. К награде он был представлен командиром полка гвардии майором Павленко и командующим артиллерией 59-ой дивизии гвардии полковником Нехаевым.

197-ая (59-ая) гвардейская стрелковая дивизия в разное время входила в состав войск 63-й армии (с ноября 1942 она же - 1-я гвардейская, с декабря 1942  - 3-я гвардейская) Юго-Западного, затем 3-го Украинского, и 4-го Украинского фронта. Участвовала в Сталинградской битве, Ворошилов-градской, Донбасской, Запорожской, Никопольско-Криворожской, Одесской, Ясско-Кишинёвской наступательных операциях, в освобождении Румынии и Болгарии, в Дебреценской, Будапештской и Венской наступательных опера-циях.

В июле 1942 года дивизия стояла на Дону, в станице Вешенская, родине Михаила Александровича Шолохова, штаб дивизии находился в школе, всего в нескольких домах от дома Шолохова. И когда Михаил Алек-сандрович уезжал на фронт, попросил командира дивизии полковника М.И. Запорожченко присмотреть за его мамой. Однако буквально через несколько дней, 8 июля, она погибла под бомбежкой больше десятка немецких мессершмитов бомбили штаб 197-ой дивизии и мост. Уже на следующий день дивизия отца была передана на Сталинградское направление. Отец рассказывал, что был в Вешенской и видел Шолохова, но без подробностей.

Вот и отец сразу был назначен заместителем командира взвода, и после боевого крещения, которое дивизия получила на Дону исполняющим обязанности командира топовзвода, и затем бессменным комсоргом своего полка. Может быть, самым удивительным было то, что отец практически всю войну сражался в одном и том же артиллерийском полку одной и той же дивизии.

Как сказал философ Александр Зиновьев, сам воевавший, эту войну выиграли советские школьные учителя и советские десятиклассники, уровень образования которых был очень высок. Эти вчерашние школьники тысячами приходили на фронт, легко осваивая  ратный труд, смело командуя взводами ротами, танками, самолетами, артиллерией.

В это время под Краснодаром (в Армавире) формировалась 197-ая стрелковая дивизия второго формирования, в составе которой был 261-ый артиллерийский полк. (За боевые заслуги во время участия в Сталинградской битве 27.2.1943 года дивизия была преобразована в 59-ю гвардейскую, по новой нумерации 261 полк стал 127). Как студента-математика, отца сразу зачислили в топовзвод разведки артиллерийского полка. Взвод должен был заниматься топографической привязкой своих батарей на местности, а также засечкой вражеских целей с определением их координат. Такая работа требовала достаточно высоких математических знаний.

Мой отец, студент четвертого курса математического факультет Северо-Осетинского пединститута Георгий Дзотцоев, ушел добровольцем на фронт в марте 1942 года. Как рассказывал моему брату  ровесник отца Домбай Такоев, вся молодежь, еще не призванная на фронт, участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Орджоникидзе. Возвра-щались на полуторке в Дигору, усталые, замерзшие, но веселые. Отец сидел молча, потом решительно сказал « все, пора на фронт!». И на следующий день они пошли в военкомат записываться.

Внушают нам, у которых воевали отцы, нам, у которых живы матери, пережившие эту войну. В нашей семье воевали все отец, Георгий Хадзиомарович Дзотцоев, его младший брат Виктор, пятеро его двоюродных братьев - Александр Иванович,Николай Иванович, Михаил Иванович, Алибек Иванович и Савелий Харитонович, мужья их сестер, мой дед с материнской стороны - Игнат Давидович Сабанов, все его братья - Сергей Давидович, Андрей Давидович, Таркан Давидович, и  почти в  каждом сохранившемся письме «не беспокойтесь, бьем фашисткую сволочь, победа будет за нами!». Также, как они оставили нам свои письма, мы должны оставить для своих детей память о них, правду о них, потому что никто не забыт, и ничто не забыто!

Уходят последние, кто сражался на ее кровавых полях, те, кто действительно знал, какой она была.  Больше четверти века чудовищная пропаганда пытается внушить нам, что мы не народ, что между фашистской Германией и нашей страной практически нет никакой разницы, что наши солдаты шли в бой только из страха перед заградотрядами.

Великая Отечественная война Немыслимо тяжелые четыре года войны, нереально прекрасная долгожданная Победа

Два брата (Лариса Алборова) / история и политика / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий